р. Зилим, май 2003
карта Зилима (часть 1)
карта Зилима (часть 2)
карта Зилима (часть 3)
 
По данным отчётов, найденых в интернете, река Зилим в весенний паводок относится ко 2-й категории сложности. Определяющим препятствием считается порог Кысык (обозначен красным цветом на карте №1). Поход был запланирован на майские праздники с 1 по 7-8 мая. Протяжённость нашего сплава должна была составлять 160 км от п. Зигаза до п. Имендяшево. В качестве плавсредств выступали моя старая байдарка Таймень-3, оборудованая фартуком и юбками, и новый 2х местный катамаран. В этот поход собралась команда из 6 человек. На байдарке, как на более сложном в управлении судне, был самый опытный экипаж: я, Екатерина, Женя. Все мы имеем опыт прохождения категорийных рек от 2 к.с. до 4 к.с. Экипаж катамарана составляли Дима, Алексей, которые не имели опыта, и Галя - инструктор по туризму с большим опытом. Для испытания нового катамарана и обучения управления им Димы и Алексея был совершён простой однодневный сплав по реке Чусовой от ст. Бойцы до д. Коуровка - 15 км.
 
Для облегчения заброски до начального пункта - посёлка Зигаза было решено объединиться с другими тур. группами из г. Екатеринбурга, идущими на Зилим, и совместно заказать автобус прямо до реки. Удалось объединиться 3-м группам (15 человек) и заказать автобус КАВЗ (20 мест).
 

В назначенное время все собрались на вокзале и стали ждать автобус. С большим опозданием к вокзалу подкатил старый, ржавый, весь в дырах автобус и заглох прямо на троллейбусном пути, мешая проезду троллейбусов. Мы все обрадовались, что автобус всё-таки пришел, и весело загрузились в него со всем грузом. Бурная радость вскоре прошла и мы осознали, что автобус просто не может завестись, а водитель, с выражением полного недоумения на лице, продолжает садить и без того севший аккумулятор. Тут за дело решили взяться Дима с Алексеем - большие любители автоспорта и знатоки двигателя внутреннего сгорания. После созерцания и ощупывания двигателя КАВЗа (это не помогло ему завестись) они выкрутили свечи и стали тут же, на остановке, на глазах изумлённой публики, их прокаливать на сухом горючем. Тут вдруг я, Катя, и ещё Лена и Саша из другой группы, стали осознавать, что на таком автобусе мы не проедем 550 км до Зигазы, а скорее всего сломаемся где-нибудь по дороге и весь поход может сорваться. Мы принимаем решение искать другой транспорт. После обхода почти всех пассажирских маршрутных газелей на вокзале мы, наконец, нашли одну новенькую, ещё полиэтилен на креслах был, газель, которая согласилась довезти нас до Зигазы за 5 тыс. руб. Когда мы подъехали на пойманной газеле к нашему автобусу за вещами и остальным народом, то обнаружили, что он стоит заведённый. Оказывается, во время нашего отсутствия добрый водитель троллейбуса согласился завезти наш автобус с толкача! И это ему удалось, вот было шоу... И тут возникла одна проблема: можно было поехать на новой газеле 2-мя группами, но подводя 3-ю группу или поехать всем на старом ужасном автобусе с риском сломаться и тем самым подвести 3 группы. Ситуация разрешилась так: автобус, чтобы не мешать троллейбусам, проехал несколько метров вперёд и я увидел лужу масла. Заглянув под автобус, я увидел течь масла из двигателя - это уже слишком, такой автобус не проедет и 100 км! Я сообщил об этом всем, и мы решили ехать 2-мя группами на газеле, а 3-я группа решила добираться самостоятельно. В Кольцово мы взяли последнего участника второй группы - Дениса и в 11.00 выехали в Башкирию. Денис взял с собой современный проигрыватель CD/MP3 дисков и всю дорогу мы ехали с музыкой. Ехать нам предстояло по маршруту Екатеринбург - Миасс - Златоуст (водитель специально заехал в Златоуст, чтобы заправиться сжатым газом) - Учалы - Белорецк - Серменево - Улу-Елга - Ишля - Тукан - Зигаза. На высоком перевале перед Белорецком нас поджидала непогода: шёл сильный снег и горная дорога стала скользкой. Вообще этот перевал был единственным местом на пути, где зимний снег в лесах ещё не растаял. Я уже было подумал, что повторяется ситуация прошлогоднего майского похода по реке Вижай, когда в лесах лежал снег 1-1,5 метра, а на реке были ледяные заторы. Но нет, когда мы спустились с перевала снега уже не было.

 
В пути мы ориентировались по атласу Башкирии, спутниковому навигатору Garmin Etrex и путём опроса местных жителей. Атлас Башкирии оказался весьма не точным и на нём была указана не правильная дорога до посёлка Улу-Елга - дорога была старая, грунтовая и не проходимая для газели. На самом деле до посёлка была асфальтовая дорога, не обозначенная в атласе. К посёлку Ишля ехали уже в темноте. С помощью Etrex можно было определить в правильном ли мы направлении двигаемся и сопоставляя нарисованный Etrex`ом путь с изображением дороги на карте понять в какой точке дороги мы находимся. Точность ориентирования определяется только точностью карты, а 2-х километровый атлас Башкирии был слишком неточен. Тем не менее, мы ни разу не заблудились и к часу ночи добрались до посёлка Зигаза.
 
Водитель, за тяжёлые условия вождения, попросил доплатить ему 1 тыс. рублей. Итого заброска стоила по 600 руб на человека. Денис и Лена договорились с водителем, чтобы он приехал за нами в конечный пункт нашего сплава село Имендяшево 6 мая.
 
сборка судов
наша группа
кат2
 
Ночевали мы на поляне, на левом берегу реки Зигаза в 200 м. до моста. На этой же поляне и на другом берегу были ещё тур. группы из других городов. На следующий день 2 мая проснулись примерно в 9.30 и принялись собирать наши суда. часов в 11 подъехал автобус с 3-ей группой с которой мы расстались в Екатеринбурге. Оказывается, они доехали вполне комфортно: в начале на легковой машине с прицепом (их было 4 чел.) до г. Белорецк, переночевали в гостинице, с утра поймали какой-то автобус до Зигазы (хотя из Белорецка до Зигазы должен ходить рейсовый автобус утром и вечером). Мы были рады, что им всё-таки удалось добраться до реки. К 15.00 всё было собрано и упаковано. Мы с Катей облачились в гидрокостюмы, каски, спасжилеты. Спасжилеты были у каждого в нашей группе, а вот во второй группе их не было ни одного! Правда у них был большой 4х местный катамаран с палубой и они считали спасжилеты излишними для такой реки и такого судна. Так получилось, что наши две группы, познакомившись в дороге, решили сплавляться вместе. Так мы и поплыли.
 
кат4
первый обнос
второй обнос
 
Река Зигаза, около одноимённого посёлка, даже в паводок, довольно мелкая. Мы два раза садились на мель на своей байдарке. После посёлка река становится уже и глубже и течёт довольно быстро, имеет очень резкие повороты с прижимами к расчёскам и корягам вдоль берегов. Не далеко от посёлка мы встретили большую группу туристов, строящих огромный плот из брёвен. Как такая махина сможет пройти по такой речке для меня загадка. Мы, на байдарке, плыли вместе с Кат4 на расстоянии 300-400 метров и держали связь по рации. Рации в этот поход взял Денис с целью испытать их в условиях извилистой реки. На Зигазе, где нет скал, а река петляет среди леса, рации работали хорошо и мы предупреждали друг друга о сложных местах на реке. Внезапно, после резкого левого поворота перд нами оказывается дерево поперёк всей реки. Мы успели резко повернуть и зачалиться у левого берега (на правом берегу глиняный откос). Вылезли из байдарки и по рации предупредили Кат4 о преграде. Все вместе обносим гружёную байду и кат и плывём дальше. На Зигазе нам встретилось ещё два обноса. В 19.30 подплыли к большой поляне на правом берегу Зигазы около нежилого кордона Карагаево и встали на ночлег. Координаты этой поляны N 53гр45`48,5"; EO57гр15`29,5"; высота 430 м. Следует заметить, что если определить по этим координатам точку на карте, то она не будет совпадать с поляной и окажется даже на другой стороне реки. Это связано с тем, что координатная сетка на карте смещена относительно местности случайным образом примерно на 300-500 метров, видимо для соблюдения секретности и скрытия точных координат объектов. Поэтому ориентироваться с помощью координат, полученных с GPS и карты можно лишь с точностью 300-500 метров. Всего в этот день проплыли примерно 17-18 км за 4 ходовых часа.
 
 

3 мая отплыли в 13.00. Перед отплытием все экипажи ознакомились с ориентиром на порог - 2 км прямого участка реки в северо-западном направлении через несколько километров после впадения справа реки Зилим. По моим данным порог должен был быть после левого поворота, после этого прямого участка. Все договорились, остановиться в конце прямого участка и провести разведку порога с берега. Вскоре проплыли левый приток Зигазы реку Тара. После этого Зигаза становится полноводней и скорость реки возрастает. На прямом участке после Тары встречается первая маленькая шиверка с небольшими валами, на которых нас, первый раз за этот сплав, начинает нормально покачивать. Байду эти валы не заливают. Настроение у нас отличное - наконец начинается бурная вода, да ещё и гроза с громом началась - кайф! Проплываем впадающий справа Зилим и мимо группы туристов из Москвы. Они нам кричат, что за ближайшим поворотом метров через 70 - порог. Неподалёку видим причаливший кат2 и все чалимся к нему для обсуждения ситуации. Я определяю по GPS наше местоположение и обнаруживаю, что мы ещё далеко от порога и, что 2 км прямой участок реки будет только после крутой излучины. Остальные соглашаются, что до порога ещё далеко, и мы отплываем дальше. Через некоторое время вышли на ожидаемый прямой участок реки. В конце этого участка зачалились к правому берегу, но берег был очень плохой и зачалилиться было не легко. Подплывает кат2, мы кричим им, чтобы чалились. Они пытаются это сделать, но берег отвесный и течение около него довольно быстрое. У них ничего не получается. Я кричу, чтобы кидали выброску, что мы их поймаем. Галя кидает, но выброска не разматывается... Так они и уплывают с последними словами Лёхи: "да пофиг на порог, проплывём так". Я задумался, почему не сработала выброска и понял свою ошибку: выброски перед походом я не проверял, а взял как есть, с намерением проверить это потом, на берегу. А проверить потом - забыл. Верёвка в выбросках оказалась вся спутанная, с узлами и естественно не разматывалась. Кто последний (год назад) складывал эти выброски я уже не помню. По полянам правого берега идёт дорога. По ней мы с Катей и пошли на разведку порога. Дорога, примерно через 800 м. перешла на левый берег Зилима, порога пока не наблюдалось, река ещё раз поворачивала налево. Мы решили доплыть до этого брода и пойти на разведку дальше, по этой дороге. Катя осталась ждать у брода, а я вернулся к байде. Женя сказал, что кат2 сумел зачалиться ниже и им по рации передали с кат4, что кат4 зачалился перед порогом и чтобы все плыли к нему. Я всё-таки решил перестраховаться и сходить на разведку потому, что понятия бурной воды для кат4 и байдарки совершенно разные и мало ли что... Но мои опасения были напрасны кат4 и кат2 стояли в заводи перед поворотом реки, а за поворотом был уже порог. Координаты места, где можно зачалиться перед порогом: N 53гр48`17,7"; EO57гр12`46,5"; высота 398 м. Все сходили посмотреть порог. Порог представлял собой шиверу с валами и бочками высотой около 1-1,5 метра по всей ширине реки и на протяжении 300-400 метров. Проходить порог лучше по центру, проходя мимо бочек, находящихся ближе к берегам. Мы решили проходить порог так: мы с Катей стоим на берегу и занимаемся видео и фотосъёмкой. Первыми проходит кат4 и встаёт за порогом на страховку, потом проходит кат2. Потом 1 человек с кат4 идёт снимать нас на камеру, а мы проходим порог на байде. Для организации всего этого мы пытались пользоваться рациями Дениса, но слышимость в них была просто ужасной и невозможно было разобрать ни одного слова. Видимо сказывались скалы и шум порога. Катамараны прошли порог легко, для них такой порог не является серьёзным препятствием. Но, тем не менее, это прохождение вызвало яркие эмоции почти у всех участников.

 
порог
кат4 в пороге
кат4 в пороге
 
Настал и наш черёд проходить порог. Самые волнительные мгновения перед отплытием, когда все уже сели по местам, но ещё не отплыли, когда адреналин уже начинает закипать, но ситуация пока ещё спокойная, кайф... Отплываем. Сразу же за правым поворотом начинается шивера. Валы начинают заливать байдарку. Стараемся плыть по середине и миновать большие бочки справа и слева. Женя и Катя усиленно гребут, поддерживая скорость, а я стараюсь удержать байдарку на выбранном курсе. Первые бочки обходим удачно, но попадаем в большие прямые валы и одну большую прямую бочку. Байдарка почти полностью уходит под воду, протыкая валы и бочки, но из-за большой длины и набранной скорости байдарка идёт довольно устойчиво. Дальше валы становятся чуть меньше, но продолжают обильно накрывать половину байдарки.
 
кат2 в пороге
кат2 в пороге
кат4 другой группы
 
Нас приветствует кат4, мы радостно им отвечаем. И тут я обнаруживаю, что байдарка как-то ненормально сильно погружена в воду. Я понял, что мы набрали много воды, или того хуже пропороли шкуру. Экстренно пытаемся зачалиться к правому берегу, несмотря на продолжающиеся валы и бурное течение. Полузатопленная байдарка стала очень неустойчивой, тем более бортом к валам. Я яростно пытался уравновесить байдарку и у меня было чувство, что вот-вот кильнёмся. Но зачалиться нам всё-таки удалось. К нам подошёл Денис и сказал, что тоже получил заряд адреналина, глядя на наше прохождение порога. Воды в байде было очень много. Мы вдвоём с Денисом еле смогли перевернуть её. Я думал, что где-то сильно порвана шкура, если в байде столько воды, но шкура оказалась целой, а вся вода попала, видимо, через щели между фартуком и декой.
 
байдарка в пороге
байдарка в пороге
байдарка в пороге
 
Фартук цепляется за борта крючками и снаружи это выглядит довольно прилично и щели не заметны, но они явно есть и очень большие. Возможно, если бы мы сильно натянули шнур идущий по периметру фартука эти щели и закрылись бы, но при попытке натянуть, этот шнур порвался и его конец ушёл в фартук. Доставать его было очень трудоёмко и поэтому мы поплыли так, только на крючках.
 
байдарка в пороге
байдарка в пороге
слив воды
 

Выводы по прохождению порога можно сделать такие: 1) для катамаранов он не представляет особой сложности. 2) Байдарка без фартука такой порог не пройдёт, а неминуемо затонет 3) Байдарка со стандартным тайменевским фартуком может пройти только с обязательной экстремальной чалкой и сливом воды. Если бы мы не зачалились, а попытались идти дальше по этим большим валам то тоже неминуемо затонули бы. 4) Для нормального прохождения порога нужна байдарка с герметичной конструкцией фартука. Для тайменевского фартука необходимо заменить стандартный слабенький шнурок, идущий по периметру фартука на нормальную капроновую верёвку диаметром не менее 4мм. и сильно затягивать её скруткой. 5) Байдарка таймень-3 не предназначена для таких порогов, так как очень плохо управляется. Быстро повернуть её невозможно, а на бурной воде это необходимо. Единственно как получалось идти на Таймень-3 это прямо по центру реки носом в валы и налетая на все подводные камни. 6) Если бы воды было меньше, то в пороге появились бы камни и, возможно, сложность прохождения для байдарки ещё больше бы возросла. 7) Для прохождения этого порога обязательны спасжилеты и каски даже для больших катамаранов. Если большой катамаран и не перевернётся, то человек может просто выпасть за борт т.к. качает катамаран на валах прилично.

После слива воды мы поплыли дальше. Но шивера не кончалась примерно 2 км. Нас постоянно окатывало и заливало. Мы сливали воду ещё 2 раза. Когда шивера закончилась и поступление адреналина в кровь прекратилось, то Женя и Катя стали яростно замерзать. Особенно замерзал Женя, будучи без гидрокостюма и постоянно обливаемый сверху и подтопленный снизу ледяной водой. Мы решили остановиться развести костёр и согреться. В конце концов решено было ночевать на этом месте. В этот день мы проплыли 22-25 км.

4 мая встали довольно рано и в 11.00 вышли на воду. Наша байда, как обычно, немного задержалась с отплытием. В результате догнать катамараны нам не удавалось несколько часов, и плыли мы в одиночестве. Какое-то время после отплытия мы с волнением ожидали встретить на реке сильный прижим к выдвигающейся на пол реки скале, о котором было написано в одном отчёте, взятым из интернета. В том отчёте группа из 3х человек на 4х местном катамаране обносила этот прижим 5 часов. Но наши ожидания не оправдались. Ни какого прижима или сколько-нибудь сложного места на реке мы так и не встретили. Река оставалась относительно спокойной, с высокой (9-10 км/ч) скоростью течения и временами попадающимися валами 0,5-1 метра, которые при желании можно легко обойти. Во второй половине дня стали попадаться высокие отвесные скалы. Скалы очень большие (больше чем "Великан" на Чусовой) и красивые. Мы хотели обязательно найти и залезть на самую большую из скал "Мембет" (250 м.), но на атласе Башкирии она не была обозначена. Визуально определить самую высокую скалу так и не получилось. Но мы с Катей всё-таки совершили небольшое восхождение на одну из скал. Как потом оказалось, мы не доплыли до Мембета всего 4-5 км, а вылезли на скалу, вокруг которой река описывает почти кольцо: река видна с обеих сторон скалы. К вечеру мы миновали небольшую деревушку Толпарово и прошли по толпаровскому порогу. Порог, при такой большой воде, практически не различим - несколько не крутых валов высотой не более 1 м. За Толпарово мы встали на ночёвку. Вообще хороших стоянок на Зилиме очень много, они очень красивые и живописные. За день мы проплыли довольно много - около 70 км и теперь уже ни кто не волновался, что мы не успеем к назначенному сроку.

5 мая отплыли в 12.00. Задачей сегодняшнего дня было не проплыть мимо пещеры "Победа". Посетить эту пещеру очень хотелось. В середине дня мы увидели на берегу большую группу туристов и я решил остановиться и пообщаться с ними на счёт пещеры. Оказалось не зря. Они специально направлялись в эту пещеру, у них было специальное снаряжение. Они показали мне на карте точное место, где находится пещера. У них даже была карта самой пещеры. К вечеру мы догнали наши катамараны и пошли первыми, чтобы не пропустить пещеру. Пропустить её оказалось сложно. В том месте стояло, наверно 3 группы туристов, а так как место для стоянки там не самое хорошее, то, очевидно, что остановились они ради посещения пещеры. Мы решили разбить лагерь на противоположном берегу, а потом сходить в пещеру. Дима и Галя пошли в пещеру сразу.

Переодевшись и взяв все имеющиеся фонарики, фотоаппарат и камеру мы пошли заносить кат4 выше по течению, чтобы переправиться в пещеру. Пошли все кроме Димы, Лёхи и Гали. Так ввосьмером мы переплыли реку, оставили кат на берегу и направились в пещеру. К пещере с берега ведёт большая тропа. Вход в пещеру находится довольно-таки высоко от уровня реки. Подъём крутой, есть старая полуразрушенная лестница. Вход в пещеру очень большой. Пещера начинается с небольшого ледяного спуска. К сожалению, в пещере, у входа, всякими лжетуристами была создана большая ужасная помойка. Для защиты от этих вандалов когда-то вход в пещеру был закрыт решёткой. Но сейчас решётка сломана и пройти в пещеру можно. Чуть дальше от входа помойка заканчивается и начинается, устроенный вандалами, общественный туалет. Когда он заканчивается, пещера начинает раскрываться во всей своей красе. Спуск в первый зал осуществляется по льду. Вдоль правой стены во льду выдолблены ступени и навешены перила. Зал огромный и высокий. У Дениса был газовый фонарь световой мощностью 80 Вт и это позволяло снимать пещеру на камеру. Но фонарь мог ярко осветить только небольшой участок вокруг себя, поэтому грандиозных съёмок этого зала конечно не получилось. После грандиозного зала был зал поменьше, но там находился большой ледяной и обычный сталагмит (это тот, который растёт снизу вверх). Дальше в большом коридоре стали попадаться маленькие сталагмиты из чистейшего льда - красиво. Дошли мы до лестницы и полезли по ней дальше. После подъёма ход стал меньше. Вскоре мы дошли ещё до одной сломанной решётки, которая раньше перегораживала узкий лаз. Лезть туда решили не все: Дима и Денис не полезли и пошли назад. Но Денис, спасибо ему, дал нам свою газовую лампу и мы двинулись дальше. Чтобы идти дальше нужно было лезть ползком через узкий лаз. Я не пожалел, что взял с собой каску т.к. пока полз ударялся головой несколько раз. Лаз вёл в маленький зал, из которого ход вёл дальше вверх по стене. На стене были выступы и весела верёвка. Мы поднялись и вышли в большой зал. В зале было много огромных сталактитов (растут с потолка вниз). Следующий зал был ещё больше, но видимого лёгкого спуска в него не было. Мы с Женей стали исследовать возможность спуститься в зал. Такая возможность на наш взгляд была, но Лена и Катя что-то стали беспокоиться, что мы зашли уже слишком далеко и скоро может кончиться газ, сесть фонарики и прочее в том же духе. В общем, они настояли на том, чтобы мы все повернули назад, хотя мы с Женей очень хотели идти дальше. На обратном пути мы обнаружили ледяную горку, с которой с удовольствием покатались. Обычно приятный выход из пещеры на тёплый солнечный свет в этой пещере, к сожалению, омрачён помойкой. В пещере мы находились 1 час 15 мин. Пещера всем очень понравилась. Она очень большая и красивая, и достаточно сухая (мы не очень сильно испачкались). После посещения этой пещеры у нас с Катей возникли странные ощущения. Мы раньше не лазили в таких больших, диких пещерах, не видели сталактитов и таких больших залов. Видимо от такого потока новых сильных впечатлений сознание перегрузилось и впало в какое-то изменённое состояние, а может мы надышались в пещере какого-нибудь газа от газовых ламп или ещё чего... Я чувствовал головокружение, было ощущение, что поднялась температура и мысли были какие-то бессвязные. У Кати тоже было нечто подобное. У всех других, кто был в пещере, состояние с виду было нормальное. На утро наше состояние стало нормальным.

 
пещера
пещера
пещера
 

6 мая. До деревни Имендяшево оставалось плыть уже не долго. Совершенно не напрягаясь, приплыли туда уже где-то к 13.00. Стали разбирать суда. В то, что за нами приедет газель я не верил, но оказалось зря. Газель приехала! Это была минута всеобщего ликования. Водитель поспал 2 часа и мы поехали домой. Ехали мы очень долго - около 17 часов. За это время водитель ещё 2 раза останавливался поспать. Надо сказать, что такая езда очень опасна. В таком состоянии, если даже водитель не уснёт на ходу, что очень реально, его реакция и оценка окружающего очень ухудшены - как у пьяного. Ехали мы довольно опасно, например, в Миассе наш водитель вошёл в полностью не просматриваемый 90 градусный поворот на большой скорости и по встречной полосе. Я специально сел рядом с водителем, чтобы пытаться в случае чего разбудить его, если он уснёт. Но какое там! Меня самого постоянно вырубал сон, как я с ним не боролся. Как водитель мог вообще ехать в таком состоянии я себе даже не представляю. На будущее я решил не ездить так далеко на газели с одним водителем.

В целом этот поход мне понравился. Остались яркие впечатления от прохождения порога, от красивой природы, высоких скал и огромной пещеры. Неприятные впечатления остались от долгой дороги и частых споров в группе, в основном с Димой. Хочется высказать благодарность Кате - за хорошую операторскую работу при видеосъёмке, Жене - за веселый неунывающий дух и смелость, Денису - за нормальное количество водки на маршруте, его интересные рассказы и очень высокую техническую подготовленность: рации, газовая горелка, газовая лампа, MP3 магнитола, цепь пила, крутой импортный топор, ампулы с имунноглабулином от клеща. Все эти вещи нам пригодились, и для меня было очень интересно увидеть их применение в реальном походе. Лене - за организаторские усилия (особенно в первый день заброски до Зигазы), непростые обязанности завхоза и весёлый характер.

 
я (Алексей)
Катя
Женя
Дима
Галя
Лёха
Денис
Лена
Дима
Саша и Дима

 

Используются технологии uCoz