Саяны 2002

Закат на Байкале

река Иркут

горная дорога

Наш поход начался небольшим переходом от станции Слюдянка до базы спасателей, находящейся на берегу Байкала. Рано утром следующего дня мы загрузились в микроавтобус УАЗ и направились в Саяны. Горная дорога была очень красива. Протекающая рядом с дорогой река Иркут была в это время маловодна и не могла показать всю свою мощь.

духи гор

первые шаги

горное озеро

Местные жители - Буряты очень почитают духов гор и источников. В качестве подношения духам используются мелкие деньги и сигареты, которые складываются на стол в небольшой беседке. Возле одного такого источника мы остановились на привал. После целого дня тряски в уазике мы наконец-то добрались до небольшого поселения - последнее место, где живут люди. Весь последующий день путь был довольно лёгким - по дороге с небольшим набором высоты. Стали попадаться красивейшие горные озёра.

по хорошей дороге

развилка Джойган - Хой-то-Гол

перед перевалом

Хорошая дорога не могла длиться вечно, и шла она на источники Хой-то-Гол. После развилки мы стали испытывать трудности с ориентировкой. Во время прошлогоднего наводнения река смыла дорогу на Джойган и найти нужную тропинку было не просто. Но тропинка была найдена, и целый день мы шли по ней, постепенно набирая высоту, пересекая в брод ручьи и любуясь горными озёрами. По пути нам встретилась пара туристов из Новосибирска, бродящих по этим горам, с практически закончившейся едой.

на перевале

Джойган

баня

Перевал проходили по тропе, но с резким набором высоты - немного устали. На источники Джойган мы добрались только к вечеру и изрядно уставшими. Но наши усилия стоили того: красота окружающей местности, источник с холодной газированной минеральной водой, горячие источники разной температуры с построенными вокруг них банями.

Катя жарит плюшки

Катя на коне

мостик

В этом райском местечке мы решили задержаться на несколько дней. В честь этого был приготовлен королевский деликатэс: жареные плюшки. На Джойгане отдыхали буряты охотники, и они любезно дали покататься на своих лошадях. Всего на Джойгане около десятка источников, которые, по местным поверьям, должны лечить всевозможные болезни. Вокруг огромное множество предметов почитания святых источников: вырезанные из дерева скульптуры, картины, поделки и прочее. Вокруг источников проходит много тропинок, построен мостик через реку - приятно погулять...

у водопада

опасный подъём

высокогорное озеро

Настало время покинуть источники Джойган и через перевал Старик выйти к подножию пика Топографов. Перед перевалом нас приветствовал довольно высокий, водопад. Путь на перевал был выбран не удачно и нам пришлось лезть по опасной крутой щели где все камни шатались, грозя свалиться нам на головы. Выйдя на перевал, мы обнаружили горное озеро.

грозовая туча

Перевал Старик оказался очень длинным. Нам попалось три высокогорных озера, а на последнем даже плавали большие льдины. Мы ни как не предполагали, что перевал будет таким длинным, и уже начинали беспокоиться, что идём вообще не тем перевалом. Уже вечерело, а перевал ни как не кончался. И вдруг, внезапно из-за горы, справа, выползла огромная грозовая туча и бросилась вниз на нас. На наше счастье перевал заканчивался, и мы бегом бросились в низ, рассчитывая добраться до тундровой растительности прежде чем перевал закроет тучами. Пошла сильная гроза с градом. Бежать в низ вскоре стало совсем невозможно так-как все постоянно подскальзывались на выпавшем граде. Я испытывал огромный подъём энергии от такого буйства стихии и хотел сразу взбираться на пик Топографов, если бы он был виден из-за туч :)

по леднику

пик Топографов

восхождение

На следующий день мы вышли на штурм пика Топографов. Поднимались по снежнику на краю ледника. Погода стояла прекрасная, и это было большой удачей. Подойдя непосредственно к пику, мы разбились на пары и стали карабкаться наверх по узкому каменистому гребню. С одной стороны был обрыв, с другой 45-50 градусный склон ледника. Ни какого снаряжения кроме верёвки и пары карабинов у нас не было. Была постоянная опасность, что сверху идущие могут нечаянно сбросить в низ камень. Даже маленький камень, набрав скорость, мог представлять большую опасность. Каски бы здесь не помешали...

горы

скала

мы на вершине

Путь на вершину был не очень сложным и проходился без страховок и дополнительных средств. Но для некоторых такое лазанье по скалам было впервые и представляло некоторую сложность. На вершину забрались все, и все были очень счастливы. Там же, на вершине, мы отметили день рождения Кати. Отмечали большой шоколадкой, и это было очень вкусно...

вид с вершины

переправа

баня

Спуск с гор проходил достаточно сложно. Перевал Козий был с очень крутым каменно-ледяным склоном. Погода в скоре испортилась, пошёл бесконечный дождь. Из-за этого вода в ручьях значительно поднялась и переправа через такой ручей была уже не простой задачей. Поток был настолько сильным, что сбивал с ног и приходилось идти в сцепке, держась друг за друга. Через два дня мы добрались до источников Хой-то-Гол. Там были построены бани на минеральных сероводородных источниках, но на Джойгане было гораздо лучше. На Хой-то-Голе были построены домики, заселяться в которые может любой желающий, чем мы и воспользовались - цивилизация...

Хой-то-Гол

вулкан

пороги на Оке

С Хой-то-Гола был совершён радиальный выход в долину вулканов. Эта радиалка была очень сложной и в неё пошли не все. К примеру, группа туристов из Москвы пошла на вулканы с ночевкой, а наши герои сходили туда и обратно за один день! После Хой-то-Гола группа вернулась на хутор, с которого стартовал наш поход и от туда начался сплав. Сплав начался по Сенце, а затем и по самой Оке.

спокойная Ока

удачная рыбалка

Ока постепенно становилась всё более и более спокойной. Погода была отличная, рыбалка замечательная. Все просто отдыхали...

Участники похода

Саша - организатор и руководитель нашего похода

Татьяна - завхоз и походный врач

Сергей - замечательный рыбак, без него мы бы погибли с голоду :)

Виктор - фотограф и музыкант.

Выражаю особую благодарность за фотографии профессионального качества, которые были использованы для создания этой страницы.