Вижай, май 2007г.
 

На Вижай мы уже ходили раньше, 1 мая 2002 года. Тогда, из-за ледяных заторов мы провели на реке в 2 раза больше времени чем планировали, но было весело... В этот раз, по информации из интернета, Вижай в районе д. Пашии вскрылся за 10 дней до намеченного похода и мы были совершенно уверены, что заторов на реке нет.

28 апреля. Выехали мы из Екатеринбурга поездом 653Е Свердловск-Соликамск до станции Лаки. Поезд ходит ежедневно, отправляется в 19.55, пребывает в 3.21 по местному времени. На 1 мая данный поезд очень популярен среди туристов и билеты нужно покупать заранее, а то может и совсем их не хватить.

29 апреля. На станции Лаки вышла довольно большая толпа туристов и тут уже ожидали местные пьяные водители на грузовом, бортовом ГАЗике. Часть туристов уехала с ними, но мы остались. Вскоре инициативные ребята из другой группы разыскали где-то здоровый самосвал в кузове которого, большой толпой, немного поплутав по деревне Сараны, мы добрались до реки.

Погода с утра была явно не лётная. Шёл дождь, дул холодный ветер. Пока собирали катамараны все начали понемногу промокать и замерзать. Газовый баллон фирмы Primus подвёл - на таком морозе газ горел так слабо, что вскипятить котелок было почти нереально. Выручил работник водокачки, который развёл на улице костёр (у него были дрова) около которого грелись и варили еду мы и ещё одна группа туристов. Не выдержал холода и насос для катамарана - пластиковый мех насоса стал твёрдым и треснул Через некоторое время дождь кончился... и пошёл снег. Снег это всё-таки лучше, чем дождь.

В 10.20 встали на воду. Долго плыть мы не собирались т.к. хотелось, после бессонной ночи в поезде, сделать полуднёвку, пожарить шашлык и отдохнуть. Около 12.00 увидели хорошую стоянку с которой собиралась уходить большая группа пермяков. Решили остановиться. Пермяки оставили нам костёр и лапник под палатки. Снега в лесу было выше колена. Постепенно погода стала улучшаться, и вскоре небо стало ясным, вышло солнце.

30 апреля. С утра наш безмятежный сон нарушил низколетящий над рекой вертолёт. Это было странно. Мы подумали, что явно что-то случилось на реке. Вышли где-то около 13.00. Погода была отличная ясная и солнечная. Через некоторое время подплыли мы к месту где должен был быть первый автомобильный мост через Вижай. Моста не было, но было несколько групп туристов на правом берегу, которые предупреждали нас, что впереди ледовый затор. Мы остановились пообщаться с ними и вот что они нам поведали.

Их группа из Перми на 2х больших катамаранах была очень неопытна. Один катамаран налетел на дерево. В результате сломало раму и народ, и вещи повыпадывали в реку. С помощью второго катамарана и ещё одного, случайно проплывавшего с другой группой, удалось всех достать и спасти вещи. В лесу также обнаружилась оставленная стоянка с костром, на котором они стали отогреваться, сушиться и ночевать. Когда с утра они увидели вертолёт, то позвонили знакомым в МЧС (работала сотовая связь какого-то пермского оператора) и узнали такую историю. Вертолётчик сказал, что они летали снимать людей с застрявшего в ледяном заторе катамарана. Как потом выяснилось, у катамарана был пробит баллон, стоял он где-то на льдинах в 10 метрах от берега, но выбраться на берег было невозможно т.к. было глубоко (2м) и довольно сильное течение (могло просто утащить под лёд). Люди (8 человек) просидели на этом катамаране всю ночь, а сутра прилетел вертолёт и по верёвке перетащил всех людей и вещи на берег. Вертолётчик также сказал, что на реке стоит ещё 3 затора.

Вобщем пермская группа решила дальше не плыть, а уходить обратно в д. Сараны, а это 4км по снегу. Но переправиться на другую сторону они почему-то боялись, видимо киляние катамарана их сильно деморализовало и они считали, что ни как не выгребут и их обязательно унесёт вниз. Они натянули верёвку через реку (хорошо, что высоко, а то бы об эту верёвку всех проплывающих киляло) и с помощью этой верёвки хотели как-то переправиться. Как - непонятно.

Решили мы им помочь. Разгрузил я свой кат, взял Бойкова и поплыли мы на тот берег перевязывать верёвку выше по течению, чтобы маятником переправить их катамараны. Переправились мы легко, почти без сноса, да и ничего страшного в этом месте вообще не было - просто течение и всё. Но почему-то наша переправа вызвала восторг той группы и они даже стали нам аплодировать! Мне даже как-то стыдно стало - что такого то вообще...
Перевязали верёвку повыше. Бойко встал у верёвки, а я пошёл к предполагаемому месту чалки с морковкой, на всякий случай. Оотплыл их кат от берега, народу на нём много, все гребут кто в лес, кто по дрова. Пересекли они середину реки, и как-то вяло приближаются к берегу. И тут стало видно, что верёвку они привязали не к тому баллону!!! Когда верёвка полностью натянулась, их, вместо того, чтобы маятником прибить к берегу потащило обратно на середину! Я кинул им морковь, они привязали её к ближайшему ко мне баллону (на этот раз к правильному). Я попробовал потянуть - бесполезно, как автобус толкать (на кате человек не менее 6-7 + груз и весит это всё не менее тонны). Я понял, что руками их не вытащу никак, и пошёл обматывать свой конец морковки вокруг дерева, чтобы не держать его в руках. Стоит их катамаран по среди реки и не двигается никуда. Стоим и мы, думаем что делать. Постепенно ситуация на кате стала ухудшаться - его стало притапливать. Верёвка тянула баллон так, что набегающая струя пыталась поставить кат посередине реки. Их верёвка натянулась как струна, баллон под воду почти стал заходить. Я уже собрался орать Бойкову, чтобы резал их верёвку, но она сама не выдержала и порвалась. Это их и спасло, а то могло затопить и кильнуть, или сломать раму. Начала натягиваться моя верёвка, и я подумал - жалко, порвётся дорогая плавающая верёвка т.к. не выдержит 1т. катамаран, когда она рассчитана на 1 человека. Стал я отматывать её срочно от дерева, но не успел. Она натянулась и прижала мне к дереву пальцы, я подумал - всё сейчас сломает пальцы... Но нет как-то обошлось. Катамаран, как положено прибило к берегу, верёвка выдержала, а люди вели себя так, будто им только что спасли жизнь! ДИКАЯ РАДОСТЬ.
П
отом мы сплавали туда сюда ещё несколько раз (перевозили верёвку). Цепляли верёвку теперь правильно и всё было как положено - очень быстрая переправа маятником. Можно даже вообще без вёсел было переправляться. Потом мы помогли перебраться группе на ПСНе и группе на надувных лодках.
Потом было награждение участников мероприятия. Нам подарили здоровенный мешок с едой, хотя попросили мы только 1 булку хлеба. Группа с надувных лодок подарила нам 2 бутылки водки. У пермской группы был телефон, и мы попросили позвонить, чтобы предупредить домашних, что можем задержаться из-за заторов.

Жуткие рассказы про затор впереди, про вертолёт и т.д. нас не деморализовали и довольные полученными подарками, в бодром настроении, мы решили плыть дальше. Погода была идеальная - ни одной тучки, тепло. Плыли мы где-то до 19.00 и уже искали место для стоянки, как тут всё-таки догнали затор. Самого затора мы не видели, но видели толпы туристов на берегах кричащих нам, что впереди затор. Увидели, конечно, что весь берег в льдинах от затора, что уровень воды поднят и лес подтоплен. Все признаки реального затора имелись налицо. Пришлось останавливаться. Но останавливаться в том месте, где мы очутились, было совсем негде. Совершенно и полностью негде! Лес был в снегу и подтоплен. Снег не держал нисколько. Каждый шаг и проваливаешься выше колена, а там внизу 30 см воды и 10 см жидкой грязи, и так везде кругом. Пошёл я на разведку. Долго идти не смог - тяжело постоянно проваливаться и вылезать. Вернулся, взял 2 весла и пополз как "луноход-1". С вёслами не проваливался. Полз я подальше от берега в надежде найти более высокое место. Пересёк в брод ручей по пояс, дальше пополз... Нашёл-таки место повыше с ровными снежными площадками для палаток, но до него надо было ещё как-то переправить народ и груз. Пришлось топтать ползком тропинку и валить старые сухие деревья, чтобы сделать дорогу через снег и мостик через ручей. В конце концов, все перебрались от берега к стоянке, но переправа эта была непростая...
Ночью был мороз, которого я ещё не встречал. Уже с вечера стала замерзать мокрая одежда, а с утра замёрзла даже минералка 1,5 литра, почти вся...

1 мая. Утром погода была такая же отличная. С реки раздавались радостные крики и песни. Мы потихоньку собирались, а крики и песни всё продолжались и продолжались... Когда мы вышли к берегу, то увидели, что группы стоящие от нас неподалёку вовсе не собираются вставать на воду. Проходящие мимо по берегу разведчики сообщили, что в 8.00 затор ещё стоял, а сейчас неизвестно... Тем временем к нашему берегу стали прибывать новые группы туристов. Всё прибывали и прибывали... И, в конце концов, их скопилось столько, что неоткуда было вытолкнуть катамаран с берега в воду. Все прибывшие очень боялись мифического затора впереди и собирались сходить, и идти до станции Вижай, а идти в том месте было некуда - ни тропинок, ни чего, да ещё и в гору. Мы для себя твёрдо решили, что не потащимся со всем нашим грузом через снега, а будем пережидать затор в случае чего. Но признаков затора уже не было - вода спала почти на метр. Пока мы думали и решали, время шло, и отплыли мы очень поздно около 16.00. Затор нам так и не попался. Зато попались 2 порога, последний из которых порадовал весёлыми валами 1-1,5 метра.

В Пашию приплыли к 20.00. Быстро собрали вещи, нашли тентованый уазик и к 23.00 были уже на вокзале в Пашии (поезд отправляется где то в 00.40). Там же на вокзале встретили группу, которая сплавлялась на день раньше нас и которая из-за заторов выходила пешком с реки! Вообще говоря нам повезло т.к. до Пашии 1 мая добралось довольно мало туристов и поэтому мы смогли купить билеты. Основная часть туристов, либо сошла раньше, либо пришла позже (2-го мая).

Ночью погода резко испортилась повалил снег и был даже буран! Когда проезжали Нижний Тагил, то там были уже сугробы 20-30 см! Повезло нам с погодой!

2 мая примерно в 10.00 мы вернулись в Екатеринбург.

Для себя я сделал окончательный вывод, что сплавляться по Вижаю надо 9 мая, т.к. 1 мая вероятность заторов очень велика.

Уже после возвращения домой в интернете почитал рассказы и посмотрел фотографии других групп, ходивших на Вижай и ужаснулся - оказывается много групп преодолевали заторы либо прямо по льду либо в обход через затопленный лес! Считаю, что это совершенно недопустимо по технике безопасности. На ледовом заторе можно провалиться между льдин и есть большой шанс, что утащит течением под лёд и тогда конец. Если затор двинется, а ни кто не знает, когда это произойдёт, то стоящий в нём катамаран может зажать льдинами и порвать, порванный кат неминуемо затонет, если льдины разойдутся, а вместе с ним затонет и весь экипаж т.к. плыть в льдинах самому невозможно, идти по льдинам до берега также невозможно. Плыть по лесу хоть и менее опасно, но всё равно крайне не желательно - можно легко порвать баллон об острые сучки и соответственно затонуть. Хоть глубина там и не большая, но в ледяной воде, даже и по пояс, без гидрокостюма долго не протянешь, а нужно будет выходить на берег и выносить ещё и вещи. Вобщем я считаю, что если попался на реке затор, то лучше просто подождать. Затор не вечен и обязательно сойдёт. Если уж надо срочно на работу, то тогда уж выходить пешком. Но лучше позаботится о собственной жизни и не преодолевать затор, чем спешить на работу.

Наш катамаран "Кулик"

Наша группа перед отплытием

После первой ночёвки

Пятёрка на четвёрке

Четвёрка под пятёркой

Юля - медвед

Я

Катя

 

Фотографии от других групп, из интернета:

Смертники на заторе

Смертники на заторе

Спасение из затора

С новым годом, сплавщики!

 

 

Используются технологии uCoz