Серга, 3 мая 2004г.

Собрались мы сплавляться 3-4 мая на байдарках по реке Серга. Собралось нас 4 человека Я, Катя, Андрей и Максим. У нас было 2 байдарки: наша с Катей таймень-3 и салют-2 Андрея.

Мы поехали на электричке от ст. Шарташ до ст. Дружинино в 5.45 утра. От Дружинино местным поездом до Нижних Серёг.
В Нижних Сергах вместе с нами вышла ещё одна большая группа туристов, человек 20. На станции к нам подошла женщина из МЧС и дала нам карту реки, сказав, что вода большая и нужно плыть осторожно. Мы её поблагодарили и она ушла.

Пошли мы смотреть на реку. Река текла в 100 метрах от станции. Воды было действительно очень много, Катя сказал, что такую Сергу вообще не видела ни когда, а она на Серге была раз 10 наверно. Андрей сказал, что надо пойти смотреть на мост, под которым он как-то с Лалаевым сидел на пеньке на своей байдарке 2 года назад. Посмотрели мы на реку под мостом, действительно – прямо под мостом видны остатки свай от старого моста, причём по всей ширине реки. Мы прикинули, как надо плыть и пошли собирать байдарки.

Андрей, разворачивая свою байдарку, говорит – ****, *****, ****, я вёсла *******!!! Мы такие, как, *******?!!. Он такой – типа не взял я с собой вёсла, а Степанову отдал год назад. Тут мы все немного приуныли, но потом я предложил Андрею с Максимом пойти поискать что-нибудь типа палки и жести, чтобы вёсла сделать. Они ушли, а я стал свою байдарку собирать, а Катя готовить завтрак. Собрал я байдарку, поели мы с Катей, а Андрея и Максима всё нет и нет. Я уже подумал, что они решили пустить на вёсла дорожный знак и их местная милиция поймала на этом деле. Но нет! Всё оказалось вполне цивильно. Они пошли в магазин и купили две палки, гофрированную жесть, хомуты, и ножницы по металлу. Ну думаю, хорошо сейчас вёсла будем делать. Делать взялся Максим и сделал 2 весла где-то за час – полтора. Вёсла получились нормальные только не байдарочные, а типа катамаранных.

Для сплава у нас было 3 спасжилета на 4 человека. На всякий случай все вещи в своей байдарке я плотно привязал. Было у нас ещё 3 гермоупаковки для вещей и 1 для видеокамеры. Катя думала, привязать упаковку с камерой к байдарке или на шею повесить, чтобы снимать красоту. Я ей сказал, чтоб на шею весила и снимала, как мы будем прижимы всякие проходить. Но она привязала почему-то её к байдарке.

За это долгое время соседняя группа из 20 человек уже уплыла. Поплыли и мы. На каждой байдарке было по одному настоящему веслу у капитана и по одному самодельному у впереди сидящего. Оттолкнулись от берега и поплыли. Сразу же вплыли в маленькую шиверку на которой приятно покачало. Даже вода могла заплеснуться в байдарку. Мост проплыли хорошо – чётко между старых опор. Дальше плывём – красота, настроение хорошее Андрей с Максимом плыли впереди, мы с Катей с немного позади.

Катя сказала, что скоро будет остров и за ним резкий поворот реки с прижимом к дереву. А я подумал, да ну, какой ещё прижим – река широченная метров 50 не меньше, течение большое, воды очень много, да и не помнил я на Серге раньше страшных прижимов. Байдарка Андрея, шедшая первой увидела этот остров и встала нас подождать. Мы их обогнали и пошли первыми. Остров был затоплен, и река мощно обливала его с обеих сторон. Стали думать с какой стороны его обходить. Катя говорит – пошли справа. А я смотрю, что основная струя идёт слева, и решил обходить слева. Остров обошли легко. Но после острова река стала делать резкий поворот налево на 120 градусов. И тут я увидел, что впереди реальный прижим под большое полуповаленное дерево, которое торчит на пол реки. Вся струя с большой скоростью уходила под это дерево. Я понял, что надо резко уходить со струи к левому берегу в стоячую заводь, а то нас неминуемо затянет под дерево и кильнёт. Поставил я байдарку носом в эту стоячую заводь, и стали мы с Катей грести изо всех сил, чтобы пересечь струю. Но байдарка таймень3 была большая и груженая ещё нашими вещами и резко разогнать её, чтобы пересечь струю у нас с Катей не получалось. Носовая часть байдарки с Катей почти вышла за дерево, но моя кормовая часть шла прямо под расчёску. Тогда я решил резко табанить справа, чтобы поставить байдарку прямо по струе перпендикулярно дереву. Но полностью выполнить этот манёвр я не успел – течение было очень быстрое. Меня внесло под мощную расчёску. Пригнуться к дну байдарки я не догадался, а пытался руками протискиваться между толстыми ветками. Катя в носовой части прошла мимо расчёски и пыталась откренивать байдарку, так как нас стало сильно кренить. Я откренивать не мог совсем, ветки упёрлись в моё тело, и куда-то сдвинуться было невозможно. Байдарка стала крениться на левый борт. В голове промелькнула мысль – всё сейчас кильнёт. И где-то через 2 секунды нас кильнуло. Я ушёл под воду с головой с одной только мыслью, не запутаться в ветках этого дерева. Для этого я держался за байдарку, чтобы она вытянула меня из под расчёски. Она вытянула. Я всплыл. Катя тоже плыла рядом. Я не отпускал ни байдарку, плывущую вверх дном, ни весло. Несколько секунд мы плыли вместе с Катей, глядя друг на друга. У меня была мысль, что возможно байдарка Андрея пройдёт нормально, и они нас вытащат. Но вскоре я увидел их байдарку, плывущую вверх дном, как и наша. Тут я уже испугался, Андрей ведь свой спасик отдал Максиму, а сам остался без спасика. Я бросили байдарку, и стал грести к берегу. Катя тоже гребла к берегу. Спасики держали нас хорошо. В это время на берегу происходила страшная суматоха. Несколько мужиков с огромной спешкой спускали свой кат на воду с целью спасти нас. Причём один мужик очень быстро разделся до гола и в таком виде на катамаране кинулся нас спасать. Мужики орали, чтобы я плыл к берегу и как можно быстрее. Какое-то время я пытался плыть с веслом, но оно очень мешало. Я стал понимать, что вода ледяная (где-то 3-5 градусов), и что нужно выбираться на берег как можно быстрее. Весло очень мешало грести, и я его бросил. Я стал грести со всей силы. Я почувствовал, как мои сапоги наполнились водой и потяжелели. Течением их стало стягивать с меня. Натягивать их обратно мне не хотелось – хотелось грести как можно быстрее. Оба сапога сами снялись с меня. Тут меня догнал четырёхместный кат спасателей с голым мужиком во главе. Меня стали затаскивать на кат, сам бы выбраться на него я бы, пожалуй, не смог, хотя тоже преложил все усилия, чтобы подтянуться и вылезти на палубу. Так я очутился на катамаране. Как только я выбрался, то стал сразу же искать глазами остальных. Я увидел Катю лежащую уже на берегу и Максима, стоящего по пояс в воде на каком-то островке почти на середине реки. Андрея нигде не было видно. Я стал орать на берег, что нас было четверо, пусть ищут четвёртого. А сам про себя думаю, всё потонул Андрей без спасика. Смотрю на реку в надежде увидеть проплывающего под водой Андрея. Катамаран, на котором я был, застрял в кустах, и мужики пытались выброской докинуть до него, но кусты мешали. Потом они решили оплыть эти кусты по реке и вылезти на берег ниже. Надо было спешить. Всё это время Максим стоял по пояс в воде и мёрз. Я тоже почувствовал, как онемели пальцы на руках (как зимой в мороз) и стал их разогревать дыханием. Оплыли мы кусты и вылезли на берег. Мужики схватили катамаран и бегом побежали выше по течению спасать Максима. Я побежал с ними. Когда я подбежал, Максим уже решил плыть сам, и его несло вдоль берега. Грёб он уже не очень активно, спасик его хоть и держал, но задрался вверх и болтался на подмышках. В таком положении только половина спсика работала, и он мешал грести руками. На берегу стояли люди с выброской и готовились его поймать. Я был тут же и когда Максим проплывал мимо, стал орать, чтобы кидали выброску. Нужды в моих советах не было ни какой, так как люди и так хорошо представляли что надо делать, но тогда я всего этого не осознавал. Максиму кинули спасконец, он схватился за него, обвил верёвку вокруг своей руки и его стали вытаскивать на берег. Я пытался помочь, но не успел, его вытащили без меня. Потом я увидел Андрея, стоящего на дереве на котором мы все кильнулись. Слава богу, он был жив. По реке ходила моторка, которая через несколько минут сняла Андрея с дерева.

Все мы собрались у костра, все были живы и это было очень хорошо. У костра было очень много народу. Помимо спасателей там была ещё группа на катамаранах, которую мы видели на станции и которая уплыла раньше нас. Оказывается они тоже килялись на этом дереве и стояли здесь отогревались. У костра нашлось много активных девчонок, которые стали нас раздевать растирать и разогревать. Пришлось раздеться до гола (публично) и выжать свою одежду. Было как-то не до стеснений. Потом нам дали сухую одежду. Хуже всех разогревался Максим. Он был в воде дольше всех. Он стоял у костра, закутанный в спальник и его время от времени яростно трясло мышечными судорагами, он даже кричал от этого.

Когда мы немного согрелись и радость от спасения улеглась, мы стали осознавать, что вместе с байдарками уплыли все наши вещи, а у меня даже обуви не было, и я стоял в одних тонких носках в грязи. Мы с Андреем решили пойти искать наши байдарки. На берегу, недалеко от того места, где нас спасали, стояла надувная моторная лодка. Мужики на ней сказали, что видели одну байдарку и зачалили её к берегу. Вторую байдарку они тоже видели, но она была почти полностью затоплена и зачалить её не было возможности. Мы побежали по берегу искать хотя бы одну байдарку. Через некоторое время Андрей заметил на противоположном берегу одну перевёрнутую байдарку. Чья это была байдарка понять было трудно. Мы побежали обратно к мужикам на моторке просить их, чтобы перевезли нам байдарку, но они уже уплыли. Тем временем по реке проплывали очередные туристы на катамаране, причём все 4 девушки. Надо сказать, что вид у нас в тот момент был весьма комичный – двое мужиков в трусах и спасжилетах, один в сапогах, а другой босиком. Девушки стали шутить по поводу нашей внешности и т.д. а мы стали просить их попытаться закинуть нашу байдарку на наш берег. Они вроде бы согласились попытаться что-то сделать, хотя мы точно не поняли. Потом мы увидели двух парней на байдарке и попросили их перевести нас на тот берег и дать нам весло, чтобы мы могли переплыть обратно уже на своей байдарке. Они перевозить нас не стали, но сказали, что посмотрят, что можно сделать. Потом мы вспомнили, что наши байдарочные вёсла каким-то чудом выловили мужики на моторке и бросили на нашем берегу. Воодушевлённые тем, что вёсла у нас есть свои мы пошли ждать, что нас кто-нибудь переправит. Но ждать не пришлось. Пока мы ходили туда-сюда нашу байдарку уже переправили на наш берег. Мы очень обрадовались – это была моя байдарка со всеми вещами! Мы хотели отблагодарить парней на байдарке, но благодарить было особо нечем – мы дали им банку сгущёнки, хотели дать водки, но водка была у нас в пластиковой бутылке, отливать её было некуда, а отдавать всю – как-то напрягало – хотелось ещё согреться у костра. В общем, наша благодарность была только словесной и ещё банка сгущёнки…

Так мы получили назад почти все наши вещи. Видеокамера и сотовые телефоны были в специальной гермоупаковке и не промокли. Палатка и спальники были тоже в герме и тоже остались сухие. Протекла только герма с продуктами. байдарку Андрея мы найти не смогли. Видимо она утонула, так как не имела ни каких дополнительных ёмкостей непотопляемости.
В такой ситуации мы решили ночевать вместе со спасателями, а утром на следующий день идти домой. Спасатели, как оказалось, дежурили на этой поляне все майские праздники и спасли только за сегодняшний день 23 человека, включая нас. Они рассказали, что на этом дереве перевернуло 4х местный катамаран, причём через корму и 2 раза! Рассказали еще как спасали с утра семью из трёх человек – муж, жена и ребёнок, плывшую на байдарке без единого спасика! Их перевернуло на этом же дереве и разнесло течением по реке. Они даже не делали попытку выплыть самостоятельно на берег, а стояли в воде, держась за деревья и кусты и ожидали помощи. Если бы не было спасателей, то вероятнее всего они бы погибли.

Из данного похода можно сделать один важный вывод: нельзя недооценивать реку, даже хорошо тебе известную, по которой многократно уже ходил, и нужно готовиться к сплаву по полной программе. В весенний паводок река, текущая через лесную зону, разлившаяся на рукава очень опасна. Опасность представляют подмытые и наклонившиеся деревья, а также завалы, в которых струя уходит под завал. Заранее заметить эти препятствия бывает невозможно из-за резких закрытых поворотов реки. Очень не желательно идти на байдарке с неполным количеством вёсел и экипажа. В экстремальной ситуации нужна большая мгновенная гребная сила, чтобы совершить резкий манёвр. Например, нам на нашей байдарке не хватило где-то 2х мощных гребков, чтобы уйти от дерева. Если бы был у нас 3-й человек с нормальным веслом, то всё было бы нормально, мы бы смогли отвернуть от дерева.
Для подготовки к сплаву необходимы следующие вещи:
1) Спасательный жилет необходим на сплаве всем и всегда. В байдарке Андрея жилет был только один, и Андрей отдал его Максиму. Очень повезло, что именно Андрей повис на дереве и не плавал, так как плыть без жилета он бы наверно не смог. У него были резиновые сапоги с завязками, которые под водой развязать и снять могло и не получится, а так сапоги бы наполнились водой и утащили бы его на дно.
2) При сплаве по холодной воде гидрокостюм очень желателен, или даже необходим. Без него очень быстро, за 2-3 минуты наступает переохлаждение организма и человек уже не сможет не плыть, не вылезти на берег самостоятельно, а на берегу также не сможет согреться и развести костёр. Максим был в воде около 3-4 минут, и у него уже сводило судорогами мышцы ног, а пальцы на руках уже не могли ничего хватать и держать. Единственно, что он смог правильно сделать, это обмотать брошенную ему с берега верёвку вокруг руки, держаться за неё пальцами он не мог. Гидрокостюмов у нас не было ни у кого, хотя мы с Катей могли их взять, но оставили дома.
3) Необходима каска. Влетая под поваленное дерево можно получить приличный удар веткой по голове и потерять сознание. А без сознания в воде утонуть проще некуда. Касок у нас не было ни у кого, хотя мы с Катей могли их взять, но оставили дома.
4) Необходим стропарез (нож) в легко доступном месте. Нож крайне необходим, если оказавшись под водой зацепишься за что-нибудь (за сучок) или запутаешься в какой-нибудь верёвке или старой рыбацкой сети, которая вполне может быть намотана на ветки дерева под водой. Ножи были только у нас с Катей.
5) Необходимо иметь спички и сухое горючее в непромокаемой упаковке. Мы могли погибнуть если бы не было спасателей и местность была более безлюдной, так как, даже если бы мы выбрались на берег самостоятельно, то не смогли бы разжечь костёр чтобы согреться – все спички у нас промокли. А без костра в полностью мокрой одежде, когда кругом ещё лежит снег и погода пасмурная и прохладная да ещё и вечер, шансов выжить не так уж много.
6) Необходимо иметь деньги и документы в непромокаемой упаковке. У нас промокли все деньги. Хорошо, что был костёр и мы высушили деньги, а так мокрые деньги очень быстро портятся и рвутся. А без денег и документов добираться до дому довольно затруднительно.
7) Оказавшись в холодной воде нужно как можно быстрее пытаться добраться до берега, нельзя стоять и ждать спасения или плыть вместе с байдаркой в надежде, что её прибьёт к берегу. Если есть гидрокостюм, то можно попытаться перевернуть байдарку на ровный киль залезть в неё с веслом и пытаться причалить её к берегу. Хотя этот вариант довольно спорный. Если перевернулся катамаран, то нужно однозначно вылезать обратно на него с веслом и пытаться с его помощью выловить остальных из воды и причалить его к берегу.

Хочется выразить ОГРОМНУЮ благодарность спасателям, которые нас вытащили из воды, большой группе на катамаранах, которые дали нам сухую одежду, спасателям на моторной лодке, которые зачалили нашу байдарку и группе туристов с катамараном и байдаркой, которые вернули нашу байдарку на наш берег.