Нугуш, май 2006г.

29 апреля, суббота. 1 день пути.
Заброска до реки Нугуш планировалась на автобусе из Екатеринбурга до самой реки. Для того, чтобы заказать автобус мы объединились ещё с одной группой из 10 человек. В 7.30 выехали из Екатеринбурга на заказном автобусе ПАЗ. До деревни в. Авзян добрались за 12 часов. После деревни В.Авзян закончился асфальт. Дорога грунтовая с резкими подъёмами и спусками. Шёл снег. Дорога была заметена десятисантиметровым снежным покровом. Автобус ехал очень медленно. На очередном подъеме автобус забуксовал и остановился. Водитель сказал, что дальше не поедет.

Приехали в снега

Участок дороги между посёлком верхний Авзян и деревней Бретяк составляет примерно 25 км. и мы находились примерно по середине. Пока мы решали, что делать, нас догнала «Нива», водитель которой как раз промышлял доставкой туристов на р.Нугуш. Он сказал, что дальше дорога ещё хуже и стал агитировать нас отпустить автобус и принять его услуги по перевозке. Перевести 20 человек и снаряжение на «Ниве» - задача непростая, для этого надо совершить несколько рейсов, а уже скоро сумерки. Водитель автобуса ни за какие деньги не соглашался ехать дальше, поэтому мы согласились на «Ниву». За свои услуги водитель «Нивы» попросил 1500 рублей и обещал перевести всё за пять рейсов. Ночь была тяжёлой. Вместо пяти рейсов пришлось сделать семь и заплатить 2000 руб. Последний рейс был уже в шесть утра. Многим из нашей группы пришлось провести всю ночь без сна, греясь возле костра при температуре -10, поэтому, оказавшись на берегу Нугуша, мы разбили лагерь и легли спать, тем самым, задержав отплытие.

30 апреля, воскресенье. Второй день пути.
В 12.00 все проснулись и занялись сборкой судов. Снег растаял, температура +10. Пока собирали суда, готовили обед, обедали, сворачивали лагерь, время подошло к пяти. В пять, наконец, встали на воду. Шли в следующем порядке: катамаран-2х (Давыдов Алексей, Давыдова Екатерина), байдарка «Таймень-2» (Ерёма Михаил, Медведева Мария), катамаран-2х (Кобзева Дарья, Зайцев Максим), катамаран-4х (Миронов Сергей, Бойко Андрей, Маныч Наталья, Вальнов Роман). Река Нугуш в этот день нас совсем не порадовала. Воды было очень мало. Мы постоянно царапались об камни на дне, и очень переживали за байдарку, которой на такой речке порваться весьма легко. Всего час длился наш ходовой день, в шесть мы встали на стоянку, пройдя лишь 5 километров.
Готовимся к отплытию

1 мая, понедельник. Третий день пути.
После предыдущих бессоных ночей решено было выспаться как следует. Подъём был около 10 часов, выход на воду в 14.00. Температура +10, ясно. Река неширокая, метров 15, в русле много камней. На поворотах - расчёски. По берегам реки росли кустарники, изредка встречались небольшие скалы необычного красноватого оттенка. Через час после выхода мы остановились напротив завала. В узком месте упавшее дерево перегородило реку. По правому берегу ствол дерева находился под водой, и его можно было бы пройти, если бы не свисающая сверху толстая ветка с сучками почти посередине основной струи. Чтобы при прохождении ни кого не зацепило сучковатой веткой, мы решили её отрубить. Байдарку обнесли, а катамараны легко прошли это препятствие. Мы планировали за день пройти расстояние до деревни Галиакберово и встать на ночевку за деревней. Однако скорость течения была намного ниже, чем мы предполагали, и мы продвигались очень медленно. Нам удалось пройти около 17 километров, и в 19.00 мы встали на стоянку в урочище Бикташево на границе Башкирского заповедника.

Опасная ветка

2 мая, вторник. Четвёртый день пути.
Ночью были сильные заморозки, до -10. Вся мокрая одежда, оставленная на улице замёрзла и одеть её было невозможно. К счастью яркое солнце быстро всё растопило.

Выход в 11.30. До устья реки м.Нугуш двигались очень медленно. Воды в реке было мало, а течение порой совсем отсутствовало. После впадения р. м.Нугуш воды добавилось, стало чуть веселее. В 15.30 подошли к мосту перед Галиакберово. Перед и под мостом небольшая шиверка. Из-за малой воды пройти её, не шаркнув об камень, было трудно. Капитан байдарки сказал, что за сегодняшней день собрал не менее 50 камней, но новая «шкура» с пластиковыми накладками выдержала и разрывов не было. После Галиакберово должны были начаться пороги, поэтому мы шли внимательно, стараясь разглядеть ориентиры порога и успеть причалить для разведки.

Байдарка в пороге

Через 1,5 километра после деревни мы заметили впадающий слева ручей. Река поворачивала направо. Из-за поворота видимости не было, но слышался шум воды. Мы пристали к берегу и пошли на разведку. За поворотом оказалось притопленная плита расположенная под углом к реке с небольшим косым сливом и маленькой косой бочкой по центру реки до 0,4 метра в высоту и небольшими валами вдоль левого берега. При данном уровне воды данное препятствие не представляло ни какого интереса. Если идти ближе к правому берегу, то можно пройти по абсолютно гладкой воде. Все катамараны прошли по центру. Байдарка обошла плиту справа. Сразу за нами данное «препятствие» прошёл местный мальчишка, который сплавлялся на надувной камере от грузовика и грёб двумя маленькими дощечками.
Дальше, где-то через 1-1,5 км на прямом участке реки, около выступающей в воду скалы, показались небольшие буруны. Остановились для осмотра. Оказалось, ничего серьёзного. Несколько обливняков в русле, быстрое течение, пара миниатюрных бочек. При желании всё можно легко обойти вдоль левого берега. Байдарка обошла вдоль левого берега, а катамараны, ради интереса, постарались зайти во все бочки. После этого препятствия мы ошибочно решили, что это и есть тот самый Галиакберовский порог. Нугуш вошёл в зону очередного заповедника, о чём свидетельствовала табличка на левом берегу. Места становились всё красивее и красивее. Вместо кустарников теперь по берегам росли красивые ели, стали появляться уже высокие скалы.

Ещё примерно через километр на резком правом повороте реки и скалой вдоль левого берега оказался настоящий порог. Прошли мы его сходу, хотя для байдарки его было бы лучше разведать, чтобы заранее наметить линию движения и не сесть на камни. Данный порог уже нельзя объехать по спокойной воде, как было с предыдущими «препядствиями». Но ввиду малой воды ни валов, ни бочек более чем 0,5 метра высотой в пороге не было, но были камни, которые приходилось обруливать, следуя главной струе. В большую воду сложность данного порога может резко возрасти. С помощью GPS приёмника мы определили координаты порога: N: 53гр 14` 40,6``; E: 57гр 02` 06,5``.
Вскоре после этого порога в 18.30 мы встали на ночевку, пройдя за этот день 42 км.

3 мая, среда. Пятый день пути.
Ночью опять был мороз. С утра погода отличная. За сегодняшний день запланировано пройти максимально возможное расстояние, так как мы очень отстали от намеченного графика движения и могли опоздать на автобус, который будет ждать нас в деревне Сергеевка 5 мая в 8.00.
В 11.00 встали на воду. Течение у реки оставалось быстрым, как и в предыдущий день. Через час мы миновали деревню в. Нугуш. Через 4 часа дошли до деревни Кашеля. Особую неприятность нам доставил Кашелинский плёс – 2 километра почти стоячей воды со встречным ветром. Наверно час мы потратили на его преодоление. После д. Кашеля мы стали ожидать ещё один порог. Данный порог находится в двух километрах от деревни и заметен с воды. Река в этом месте делает нерезкий поворот направо, на повороте обливные камни и валы до 0,7 метра. Для прохождения на байдарке нужна разведка т.к. обход по спокойной воде не возможен. В большую воду сложность порога может сильно возрасти. Координаты порога: N: 53гр 09` 41,8 ``; E: 56гр 46` 00,7``.

катамаран в пороге

Следующее интересное место, так давно нами ожидаемое это «дубовый лист». В этом месте река прорезает хребет, петляя между красивейших скал.

«Дубовый лист» состоит из пяти лепестков, то есть пяти петель вокруг скал. К первому лепестку мы добрались после шести вечера, и подъем на скалы пришлось отменить, так как мы не успевали дойти до намеченной стоянки. По ранее прочитанным нами отчетам мы знали, что хороших стоянок на «дубовом листе» нет, попадались лишь галечные отмели. «Дубовый лист» мы шли долго, более двух часов. Скалы на самом деле, были огромны и красивы. Создавалось впечатление, что мы находимся в каньоне. Пройдя весь «дубовый лист» и не обнаружив ни одной хорошей стоянки, около 21.00 мы остановились на галечной косе. В большую воду эта коса, естественно, залита и тогда со стоянками в этом месте совсем плохо. В этот день мы прошли 47 км.

"дубовый лист"

4 мая, четверг. Шестой день пути.
Впервые за весь поход ночью не было заморозков, и одежда не замёрзла. Температура около +10. План на день был более чем напряженный - надо, во что бы то ни стало, дойти до деревни Сергеевка. Чтобы дойти до Сергеевки предстояло преодолеть 14 км. стоячей воды. А ещё очень хотелось посетить водопад на речке Куперля и ручей Савкатамак.
Выход в 11.30. После «дубового листа» никаких препятствий на реке, кроме мелей, уже не было. К Савкатамаку мы подошли в 14.00. Ручей находится на правом берегу и обозначен табличкой. Осмотрели этот бурный поток, бьющий из скалы, сфотографировались и пошли дальше. Вскоре, также на правом берегу показался ручей Куперля, впадающая в Нугуш небольшим водопадиком. Тропинка к водопаду находится примерно в 60 метрах от ручья, вверх по течению Нугуша. На Куперле мы задержались подольше, искупались под водопадами, полюбовались на необыкновенный карстовый мост и до сих пор не растаявшие снежники.

средняя ступень водопада Куперля

Времени было 16.00, когда мы отчалили от ручья Куперля. Через два часа мы добрались до подпора Нугушского водохранилища. Течение остановилось. Мы налегали на вёсла, но двигались очень медленно, так как мешал сильный встречный ветер. Вскоре так идти стало совсем невозможно, так как гребля помогала лишь стоять на месте, а без неё мы двигались назад. Пришлось тянуть катамараны по берегу за верёвку, что позволило продвигаться вперёд с неплохой скоростью. Через полтора часа мы дошли до красивых скал. Здесь Нугуш поворачивал налево, справа впадал большой приток. После поворота реки ветер стал попутным, и мы пошли на вёслах, но не долго – до следующего поворота. Так, к девяти вечера мы вышли к Нугушскому водохранилищу. На правом берегу мы встретили группу туристов из Екатеринбурга, с которыми совместно забрасывались и с которыми завтра должны были уезжать назад в Екатеринбург. Мы остановились на ночевку рядом с ними, решив выйти завтра в шесть утра, чтобы успеть на автобус. Проблемой этого вечера стал поиск чистой воды, так как вода в Нугушском водохранилище была очень грязной, а привести с собой чистую воду из притоков мы не догадались. В конце-концов, пришлось набирать воду из водохранилища, отплыв метров на 100 от берега.

5 мая, пятница. Седьмой день пути.
Подъём в пять утра. В 6.30 первый катамаран встал на воду. Ветер к счастью был попутный и продвигались вперёд достаточно быстро. Через 15 минут, за мысом, показалась деревня Сергеевка. Переход до Сергеевки занял всего 40 минут. Автобус уже ждал нас на берегу. Сборка судов и погрузка заняла чуть более двух часов. В 10.00. мы выехали из Сергеевки. Дорога до Екатеринбурга была долгой из-за протяжённого горного участка между Уфой и Миассом. В Екатеринбург мы прибыли в 2 ночи.

Подъезд к району путешествия

Добираться в район путешествия нужно через город Белорецк. Далее автотранспортом через населённые пункты Серменево – Узян – Кага. Дальше возможны два варианта:
1) Кага – верхний Авзян – Бретяк.
2) Кага – Байназарово – Старосубхангулово – Галиакберово.
Второй вариант предпочтительнее т.к. участок дороги в 25 км. верхний Авзян – Бретяк весной труднопроходим, а сам Нугуш на участке Бретяк – Галиакберово не представляет особого интереса – река узкая 15-20 метров, по берегам кусты, скалы маленькие и встречаются очень редко, порогов нет. «Зато» встречаются завалы и «расчёски».

Выезд из района путешествия осуществляется через деревню Сергеевка. Дорога в Сергеевке асфальтовая.